Возврат и замену некачественного товара в Республике Казахстан регулирует Закон «О защите прав потребителей»
Покупатель вправе вернуть непродовольственную продукцию, если ему не подошла расцветка, размеры, комплектация или фасон. Но только в том случае, если:
- приобретенная продукция сохранила товарный вид, а все пломбы и ярлыки на месте;
- вы не успели ею воспользоваться;
- сохранились документы, подтверждающие факт покупки. Чтобы осуществить возврат, покупателю нужно обратиться в место покупки в течение 14 дней с ее момента (срок обмена может быть более длительным, если это объявлено изготовителем или продавцом).
Продавец должен заменить товар на подходящий потребителю (например, с другой комплектацией или габаритами). Если цена отличается, продавец производит перерасчет. Но в случае если подходящего товара в наличии нет, покупатель может требовать обратно уплаченную сумму.
Товары, не подлежащие возврату, Казахстан определяет следующие:
- лекарственные препараты и медицинские изделия;
- мобильные телефоны;
- чулочно-носочные изделия;
- нижнее белье;
- растения и животные;
- товары на метраж (ткани, ковры, кабели, шнуры и пр.).
Когда покупатель может вернуть некачественный товар?
- Если товар имеет гарантийный срок, покупатель вправе обратиться к продавцу до его истечения.
- Если гарантийный срок не установлен, потребитель может обратиться к продавцу в течение двух лет после покупки.
- Если гарантийный срок составляет менее двух лет, покупатель обнаружил недостатки товара после гарантийного срока, но прежде чем истекли два года, продавец также может нести ответственность. Но в этом случае покупателю придется доказать, что товар был некачественным еще до покупки.
Как вычислить срок возврата для товара, купленного онлайн и доставленного по почте?
Закон «О защите прав потребителей» РК гласит: срок гарантии или возврата в таком случае будет исчисляться с момента доставки (передачи) продукции покупателю. Если товар нужно устанавливать, подключать или собирать, то именно этот момент станет точкой отсчета.
Невозможно установить день доставки? Тогда срок для возврата исчисляется с даты изготовления продукта. Важный нюанс: если производитель указал лишь месяц и год производства, то днем изготовления считается последний день указанного месяца.
Документы, которые нужны для возврата товара
- Чтобы вернуть продавцу товар (будь он качественный или бракованный), необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца. Для этого достаточно предъявить один из этих документов: товарный или фискальный чек; договор, заключенный при приобретении товара.
- Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется. Согласно закону, покупатель может предъявить: фото- или видеоматериалы; свидетельские показания; другие документы и средства, подтверждающие покупку.
- При онлайн-покупке подтвердить ее может также товарно-транспортная накладная.
Однако помните, что чек — главный доказательный документ, который позволит покупателю беспрепятственно вернуть товар продавцу в указанные сроки. Поэтому всегда сохраняйте чеки после покупки, особенно если приобрели дорогостоящий продукт с гарантийным сроком. Также всегда требуйте чек у продавца, когда оплачиваете товар. Выдать вам этот документ — это его обязанность.
Если товар оплатили картой, то для возврата средств передайте ее номер продавцу, а также предъявите удостоверение личности, паспорт или водительские права.
Средства возвратят только на ту карту, с которой происходила оплата. Кроме того, если товар оплатили картой, наличные за него не вернут. В таком случае продавец выдает покупателю чек о возврате средств, который нужно сохранить, пока деньги не поступят на счет. Учтите, что средства не вернутся мгновенно: банк может возвращать их в течение 3–10 дней. Продавец на скорость операции повлиять не сможет.